Кедровый орех время сбора. Когда созревают кедровые орехи в Сибири?
- Кедровый орех время сбора. Когда созревают кедровые орехи в Сибири?
- Кедровые орехи 2020. Кедровый неурожай. Шишек в лесу немного, медведи за едой выходят к людям
- Кто принимает кедровый орех. Бизнес на кедровых орехах. Риски и сложности
- Урожай кедрового ореха 2020 в Приморье. В Приморье определяют сроки сбора кедрового ореха
- Сбор кедровых шишек 2020. ...Разрешено или запрещено собирать шишки?
Кедровый орех время сбора. Когда созревают кедровые орехи в Сибири?
Сибирский кедр — ветром опыляемое растение, имеющее мужские и женские соцветия на одном дереве. Ярко малиновые побеги мужских шишек, расположены у основания прироста в средней части дерева. Женские шишки с побегами находятся в верхней части кроны. Период цветения проходит в конце мая — начале июня. С момента образования почек на верхушке побега до вызревания семян проходит 18 месяцев. Созревать орехи начинают в разное время. Время созревания кедровых орехов можно разделить на несколько периодов:
- В эмбриональный весенне-летний период происходит образование семяпочек, их цветение и опыление. С наступлением теплого лета происходит перекрестное опыление и образование семян.
- После опыления семяпочки становятся смолянистыми и хранят в себе пыльцу в течение 11-12 месяцев. Достигая размера 1,5 — 2 см в длину, семяпочки приобретают форму кедровой шишки. Перезимовавшие шишки называются озимью.
- Озимые шишки интенсивно растут и к июлю достигают 5-7 см . Покров превращается в скорлупу. Появляется выпуклость. Желтая окраска сменяется на красновато-коричневую. Форма, цвет и величина могут отличаться, в зависимости от возраста дерева и погодных условий.
- В сентябре завершается период созревания орехов. Темно-коричневые шишки с маслянистым ядром (до 79,5% масла) становятся сухими, не смолистыми и легкими. Семена отделяются от чешуи шишек. Зрелые шишки при порывах ветра или ударе по стволу легко срываются с деревьев.
Свежие, только что собранные кедровые шишки
Период зрелости наступает в середине августа — начале сентября. В горных районах созревание происходит позже. Сроки созревания могут сдвигаться на 1-2 недели в ту или иную сторону. Зрелость орехов в разных областях, количество и качество будущих урожаев обусловлены следующими факторами:
- географическое месторасположение;
- особенности рельефа — низменности, равнины, склоны, горные возвышенности;
- условия произрастания, происхождение древостоя, качественный состав лесов;
- почвенный состав земель;
- возраст деревьев;
- метеорологические условия.
Именно последний фактор во многом определяет время вызревания орехов, а также влияет на урожайность. С наступлением ранней весны, кедр зацветает в начале — середине июня. С приходом поздней весны — цветение происходит в конце месяца.
При благоприятной теплой и относительно сухой погоде опыление начинается через несколько дней. В случае непогоды оно откладывается на 2 недели. В это время происходит формирование урожая. При дождливом холодном лете замедляется рост шишек текущего года, они становятся смолистыми, однобокими. Холодное начало лета негативно отражается на урожайности следующих двух лет.
Из-за неполного опыления увеличивается количество пустых семян, оказывая отрицательное влияние на развитие зачатков. Слишком жаркое лето способствует смолению, негативно сказываясь на озими.
Кедровые деревья не обладают постоянством урожайности семян. Динамика урожаев кедровых деревьев может существенно отличаться как в разных областях, так и в пределах одного насаждения. Кедровая сосна плодоносит раз в два года. Средние и высокие урожаи бывают через 4-8 лет. Чтобы дерево ломилось от плодов, такое бывает крайне редко — 1 раз в 10-15 лет.
Кедровые орехи 2020. Кедровый неурожай. Шишек в лесу немного, медведи за едой выходят к людям
В лесах Иркутской области подходит к концу сезон заготовки любимого лакомства сибиряков – кедрового ореха. В урожайные годы на таёжном промысле можно неплохо заработать, поэтому весь сентябрь в тайге обычно людно и шумно.
В ряды сборщиков дикоросов записываются и простые деревенские мужики, и городские офисные работники. Некоторые даже специально берут отпуск или больничный, чтобы запастись орехом и потом выгодно его продать.
Такие планы многие строили и в этом году, однако природа распорядилась иначе. Орех нынче совсем не уродился. Лесник со стажем Владимир Митрофанов из Нижнеудинска только что вернулся из тайги. Рассказывает, что в этом году кедровые шишки маленькие, полупустые и червивые, а орехи – мелкие.
«Во многих местах шишку поела кедровка, а она не глупая, выбирает только самые здоровые, крупные плоды», – говорит Владимир Борисович. По его наблюдениям, урожай-2018 раза в три меньше прошлогоднего, хотя и тогда он был совсем небогатым. «Если в прошлом сезоне любители, которые заготавливают орех не для продажи, а для себя и родных, легко собирали по одному мешку чистого ореха (это 5 кулей шишки), то сейчас привезли только по 1,5 мешка шишки. Бригады, которые раньше добывали по 7-8 тонн, нынче довольствуются одной-двумя, – рассказывает лесник. – На самом деле в этом году даже смысла нет заниматься промышленной заготовкой ореха: больше денег потратишь на бензин и продукты. Да, орех вырос в цене, но и трудозатраты на его сбор увеличились в разы. При хорошей урожайности пять кедров дают мешок шишек, сейчас нужно оббить 30, а то и 50. Это время, силы, дополнительные рабочие руки».
Мало и дорого
По словам руководителя одной из местных компаний по заготовке дикоросов Романа Тыщенко, практически нет ореха и в других традиционных промысловых районах – Качугском, Тайшетском, Тулунском, Жигаловском, Усольском, Усть-Кутском и Черемховском.
«Дефицит продукта компенсировали накруткой в цене. Сейчас в Приангарье орех скупают оптом за 330-350 рублей за килограмм. Прошлой осенью максимальная цена в конце сезона была 270рублей», – отмечает специалист.
Кедровое богатство отправляется целыми фурами в центральную Россию, а также в Китай и Монголию. Причём китайцы даже охотнее покупают шишку, потому что перерабатывают её без остатка, в производство идёт каждая скорлупка. А потом продают нам готовую продукцию уже совсем по другим ценам – например, то же кедровое масло, которое очень ценится в косметологии.
В розничных точках Иркутска стоимость ореха вообще космическая – от 450 рублей до тысячи за килограмм. Видимо, сибирякам придётся долгими зимними вечерами лакомиться кубанскими семечками, орешки нынче слишком уж дороги. И, конечно, нужно быть готовыми к тому, что старый урожай начнут продавать под видом нового. Если орехи хорошо вымочить в воде, то внешне они будут выглядеть свежими и блестящими.
Остались голодными
Неурожай орехов – это не только убытки заготовителей и высокие цены на рынке для простых покупателей, это голодная зима для птиц и зверей. Кедровки, глухари, тетерева, рябчики, бурундуки, белки во многом живут за счёт ореха. Да и медведь перед зимней спячкой, чтобы запастись жиром, тоже должен вдоволь наесться кедрового ореха. Если в средней полосе России косолапые отъедаются овсом, то их сибирские сородичи предпочитают именно орехи. Как показывает практика, в неурожайные годы медведи долго не залегают в спячку, в поисках пропитания выходят на окраины деревень и городов, нападают на домашний скот и даже на людей.
Считается, что раз в несколько лет кедр должен отдыхать, в это время он почти не плодоносит, зато после «отпуска» даёт богатый урожай. Обычно ореховый бум случается каждые три-четыре года. Если учесть, что последний был в 2016 году, то есть вероятность, что он повторится в 2019-м. Однако бывалые лесники дают не самый благоприятный прогноз: сейчас завязь (маленькие шишечки, которые будут поспевать в течение года-двух) на кедрах плохая – значит, ждать большого урожая в следующем году не стоит.
Замначальника отдела организации использования лесных ресурсов минлеса области Светлана Смирнова:
«Жители Приангарья могут бесплатно заготавливать кедровый орех для собственных нужд на всех лесных участках Иркутской области. Исключение составляют только лесосеменные плантации кедра. Действующим законодательством не установлены какие-либо ограничения по объёмам заготовки. Но речь идёт о сборе для личных целей, а не о торговле. Хотелось бы, чтобы люди использовали безопасные способы заготовки – собирали паданку или сбивали шишку с ветвей специальными палками с крючками. При добыче околотом дерево серьёзно повреждается. В результате отмирает кора, и кедр, возраст которого иногда достигает 850 лет, может погибнуть в течение 4-5 лет».
Кто принимает кедровый орех. Бизнес на кедровых орехах. Риски и сложности
эксклюзив
В Приморье идет сбор кедровых орехов. Каково это зарабатывать на сборе дикоросов?
Для многих людей в регионе это единственный источник дохода, а для кого-то – возможность обогатиться. Региональные власти решили обуздать аппетиты сборщиков кедровых орехов и вывести отрасль из тени.
Найти официальную работу за 200 км от Владивостока сложно. На одно официальное рабочее место претендуют трое кандидатов. Местное население зарабатывает преимущественно на рыбалке и сборе дикоросов, в частности кедровых орехах. Походы в лес за шишкой связаны с риском для жизни: то с дикими зверями приходится сталкиваться, то с дерева можно упасть.
Хороший урожай случается раз в четыре года, последний был в 2014-м. Тогда люди поняли, что на "дарах тайги" можно зарабатывать, стали обзаводиться квадроциклами для поездок по лесу. Некоторые выручили солидные деньги.
В 2013-м координатор ассоциации арендаторов кедровых лесов Дальнего Востока внес на рассмотрение администрации Приморского края инициативу о создании в регионе Центра по переработке ореха и дикоросов. Проект должен был обойтись в 100 млн руб., софинансирования просили у краевого бюджета. В местной прессе стали говорить о строительстве завода по переработке дикоросов на севере. Но дальше разговоров дело не пошло.
Заводы по переработке в крае существуют, но частные. Арендатор лесного участка в орехово-промысловой зоне Алексей Карасев вместе с партнерами построил такой на своей территории. Большую часть кедровых орехов производственно-заготовительная база продает в Китай. В России спрос на кедровые орехи есть в Москве, Екатеринбурге и Сибири.
Бизнес называет "нестабильным" из-за несоответствия Лесного кодекса действительности, сетует на волокиту с получением лицензий: «Чтобы получить лицензию, у нас уходит от 2 до 6 месяцев. Не каждый потенциальный покупатель способен столько прождать. Одно из предложений – сделать какую-то программу типа ЕГАИСА (Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней, федеральная информационная система, созданная в целях обеспечения учета древесины, информации о сделках с ней, а также осуществления анализа, обработки представленной в нее информации и контроля за достоверностью такой информации. – Ред.), чтобы увидели и, буквально в 5–10-дневный срок, подтвердив законность заготовки, можно было получить и выдать лицензию».
Кедровый орех на местном сайте объявлений продают за 200–300 руб./кг. Опытный сборщик может собрать за сутки 6 мешков шишки, то есть примерно 30 кг ореха. Доход "кедрового охотника" за день – около 6000 руб., около 132 тыс. руб./месяц. Если работать в бригаде на предпринимателя: обещают от 50 тыс.руб. При этом средняя зарплата в крае в этом году, согласно данным Примстата, 33 тыс. руб.
«В местах массовой заготовки шишек в 2017 году возникло дичайшее количество пожаров. Мы объявили особый противопожарный режим по всему Приморскому краю. 12 октября пришлось на несколько дней ввести ЧС в четырех муниципальных районах», – констатирует Валентин Карпенко, исполняющий обязанности директора краевого департамента лесного хозяйства.
Исполняющий обязанности губернатора Андрей Тарасенко предложил законодательно умерить пыл шишкарей: "Если будет определена квота заготовки, тогда не будет такого массового уничтожения кедра и пожаров. Сейчас же каждый может заготовить хоть 100 тонн, и делает это любыми способами. Необходимо предусмотреть в Лесном кодексе не только право, но и предельные нормативы для всех – и любителей, и промысловиков".
Предприниматель Алексей Карасев считает, что ограничения нужны. Но если у селян отнимут возможность зарабатывать, деревни быстро опустеют – только продажа дикоросов и держит их в родных местах.
Урожай кедрового ореха 2020 в Приморье. В Приморье определяют сроки сбора кедрового ореха
Нашествие шишкарей в лесах стало настоящим бедствием для регионаКедровый орех. Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia
Комитет по продовольственной политике и природопользованию выступил с инициативой ограничить срок заготовки в Приморье кедрового ореха, чтобы защитить приморскую тайгу от чрезмерной антропогенной нагрузки и ее следствия – деградации лесного массив. Согласно поправкам в краевой закон, граждане смогут заготавливать кедровый орех для собственных нужд с 1 октября по 15 ноября, сообщили ИА PrimaMedia в.
Противостоять хищническому сбору кедрового урожая призваны дополнения, предложенные депутатами к закону "Об использовании лесов в Приморском крае". Кроме периода заготовки, в законопроекте прописан запрет при сборе орехов на рубку деревьев и кустарников, а также применение инструментов, механизмов и устройств, приводящих к повреждению лесных насаждений.
"Мы занимаемся этой проблемой уже около года, — отметил председатель комитета по продовольственной политике и природопользованию Евгений Зотов . – Проводили выездное заседание в Черниговском районе, выносили вопрос об ограничении сроков заготовки кедрового ореха на общественное обсуждение и нашли поддержку в подавляющем большинстве муниципальных образований края. Поэтому считаем, что предложенные нами изменения в закон "Об использовании лесов в Приморском крае" помогут справиться с ситуацией и сохранить нашу тайгу".
Массовая и неограниченная заготовка кедрового ореха приводит к подрыву кормовой базы диких копытных животных и негативно отражается на численности амурского тигра и дальневосточного леопарда. При этом сборщики кедрового урожая зачастую становятся виновниками лесных пожаров и отличаются варварским отношением к "хлебному" дереву приморской тайги.
"Ни одного целого кедра, все стволы повреждены так называемыми "кошками" и по ним течет смола, – рассказала присутствовавшая на заседании комитета по продовольственной политике и природопользованию заместитель председателя Думы Анучинского муниципального района Ольга Глушак , которая специально побывала в местах сбора кедрового ореха. – Деревья болеют, усыхают. Причем мы теряем не только взрослые растения, практически нет молодняка, в плачевном состоянии находится семенной фонд. Так что говорить о естественном возобновлении кедровых лесов не приходится. В то же время десанты "белок", состоящие в том числе и из иностранных граждан, собирают даже единичные шишки. Все это свидетельствует о том, что мы теряем кедр как вид".
Сбор кедровых шишек 2020. ...Разрешено или запрещено собирать шишки?
Весной нам уже сообщали, что ограничений по сбору кедровых шишек не будет, мол, заготавливайте, кузбассовцы, на свои нужды сколько угодно. А теперь по радио я услышала, что за каждую незаконно добытую шишку полагается штраф 300 рублей. Сначала разрешают, а потом запрещают? Н. Савелова, г. Кемерово
КАК бы нелогично ни выглядели заявления властей насчет кедровых шишек, логика в них есть. Мы все прекрасно знаем, что некоторые сибиряки за колбой отправляются еще по снегу и буквально выскребают поляны, собирая жидкие побеги. А ближе к лету точек, торгующих колбой, становится уже больше, чем сигаретных киосков. Также любители собирательства начисто обирают ягодные поляны, опустошают грибные места. И ладно бы в ход шли спелые и вкусные лесные дары - ни одна зеленая ягода не останется незамеченной среди травы.
Вот и с кедровыми шишками точно так же. По сообщению областного департамента лесного комплекса, в области уже зафиксированы случаи продажи кедровых шишек нового урожая, хотя срок начала сезона заготовки ореха начнется только 15 августа. Прискорбно, что уже сейчас кузбассовцев надо предупреждать, что запрещена рубка кедров, нельзя срезать плодоносящие ветви для заготовки орехов, а также не допускается заготовка кедровых шишек любым способом, когда кронам и стволам деревьев наносятся механические повреждения.
Как поясняет начальник департамента лесного комплекса Владимир Рыкалов, разрешена только заготовка созревших шишек, уже опавших или некрепко держащихся на деревьях, которые можно снимать крючками на шестах или сбивать палками.