Министерство науки и высшего образования Российской федерации: история и современность
- Министерство науки и высшего образования Российской федерации: история и современность
- Связанные вопросы и ответы
- Когда было создано Министерство науки и высшего образования Российской федерации
- Какие функции выполняет Министерство науки и высшего образования Российской федерации
- Какие основные направления работы Министерства науки и высшего образования Российской федерации
- Какие программы и проекты реализует Министерство науки и высшего образования Российской федерации
- Как Министерство науки и высшего образования Российской федерации влияет на развитие науки и образования в стране
- Какие задачи Министерство науки и высшего образования Российской федерации ставит перед собой в ближайшие годы
- Как Министерство науки и высшего образования Российской федерации сотрудничает с другими государственными структурами и научными организациями
Министерство науки и высшего образования Российской федерации: история и современность
Министерство науки и высшего образования Российской федерации (Миннауки России) является федеральным органом исполнительной власти, который отвечает за развитие науки и высшего образования в России. История этого ведомства началась в 1991 году, когда было создано Министерство науки, высшей школы и технологий. В дальнейшем структура и название министерства неоднократно менялись, но его основная задача осталась неизменной – развитие науки и образования в стране.
Основные задачи и функции Миннауки России
Основными задачами Миннауки России являются:
- Развитие науки и технологий;
- Содействие развитию высшего образования;
- Поддержка научных исследований и разработок;
- Обеспечение качества образования и научных исследований;
- Содействие международному сотрудничеству в области науки и образования.
Миннауки России также отвечает за развитие системы высшего образования, включая государственные и негосударственные вузы, а также научно-исследовательские организации.
Современность Миннауки России
В настоящее время Миннауки России продолжает развиваться и модернизироваться. В 2018 году был принят новый закон о высшем образовании, который предусматривает создание единой системы оценки качества образования и научных исследований.
В 2020 году Министерство начало реализацию национальной программы «Наука», которая направлена на развитие науки и технологий в России. Программа предусматривает инвестиции в научные исследования и разработки, создание новых научных центров и лабораторий, а также развитие инфраструктуры для научных исследований.
Также Миннауки России продолжает развивать международное сотрудничество в области науки и образования. В 2019 году был подписан Меморандум о взаимопонимании между Россией и Китаем в области науки и технологий, который предусматривает совместные исследования и проекты в области науки и технологий.
Таблица 1: Основные задачи и функции Миннауки России
Задачи и функции | Описание |
Развитие науки и технологий | Содействие развитию науки и технологий в России, поддержка научных исследований и разработок |
Содействие развитию высшего образования | Развитие системы высшего образования, включая государственные и негосударственные вузы, а также научно-исследовательские организации |
Поддержка научных исследований и разработок | Обеспечение финансирования научных исследований и разработок, содействие международному сотрудничеству в области науки и образования |
Обеспечение качества образования и научных исследований | Разработка и внедрение системы оценки качества образования и научных исследований |
Содействие международному сотрудничеству в области науки и образования | Развитие сотрудничества с зарубежными странами в области науки и образования |
Список 1: Основные направления деятельности Миннауки России
- Развитие науки и технологий;
- Содействие развитию высшего образования;
- Поддержка научных исследований и разработок;
- Обеспечение качества образования и научных исследований;
- Содействие международному сотрудничеству в области науки и образования.
В заключение, Министерство науки и высшего образования Российской федерации является одним из ключевых органов государственной власти, который отвечает за развитие науки и высшего образования в России. В настоящее время Министерство продолжает модернизироваться и развиваться, направляя усилия на создание единой системы оценки качества образования и научных исследований, развитие инфраструктуры для научных исследований и содействие международному сотрудничеству в области науки и образования.
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Что такое Министерство науки и высшего образования Российской федерации
Министерство науки и высшего образования Российской федерации является федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку и реализацию государственной политики в области науки, технологий, высшего образования и фундаментальных исследований. Министерство координирует деятельность научных организаций, высших учебных заведений и других структур, связанных с наукой и высшим образованием, а также обеспечивает взаимодействие с международными организациями в этой сфере.
Вопрос 2: Какие задачи выполняет Министерство науки и высшего образования Российской федерации
Основными задачами Министерства науки и высшего образования Российской федерации являются: разработка и реализация государственной политики в области науки, технологий, высшего образования и фундаментальных исследований; обеспечение развития научных исследований и технологий, содействие инновационному развитию страны; координация деятельности научных организаций и высших учебных заведений; поддержка молодых ученых и талантливых студентов; развитие международного сотрудничества в области науки и высшего образования.
Вопрос 3: Какие организации входят в структуру Министерства науки и высшего образования Российской федерации
В структуру Министерства науки и высшего образования Российской федерации входят различные органы, такие как Федеральное агентство по науке и высшему образованию, Российский фонд фундаментальных исследований, Российский научный фонд, Российский фонд содействия образованию и науке, а также другие организации, отвечающие за развитие науки и высшего образования в стране.
Вопрос 4: Как Министерство науки и высшего образования Российской федерации поддерживает развитие науки и технологий
Министерство науки и высшего образования Российской федерации поддерживает развитие науки и технологий путём финансирования научных исследований и разработок, создания инфраструктуры для научных исследований, поддержки научных проектов и инициатив, содействия международному научному сотрудничеству, развития научных кадров и молодых ученых, а также посредством других мер, направленных на укрепление научного потенциала страны.
Вопрос 5: Как Министерство науки и высшего образования Российской федерации влияет на качество высшего образования
Министерство науки и высшего образования Российской федерации влияет на качество высшего образования путём разработки и реализации государственной политики в области высшего образования, обеспечения качественного образовательного процесса, поддержки инновационных образовательных программ, развития международного сотрудничества в области высшего образования, содействия профессиональному росту преподавателей и научных сотрудников, а также посредством других мер, направленных на повышение уровня подготовки выпускников высших учебных заведений.
Вопрос 6: Как Министерство науки и высшего образования Российской федерации сотрудничает с международными организациями
Министерство науки и высшего образования Российской федерации сотрудничает с международными организациями в области науки и высшего образования путём участия в международных конференциях, семинарах и симпозиумах, совместных научных проектах и программах, обмена научными и преподавательскими кадрами, а также посредством других форм сотрудничества, направленных на укрепление научного потенциала страны и развитие международного научно-образовательного диалога.
Вопрос 7: Какие программы и проекты реализует Министерство науки и высшего образования Российской федерации
Министерство науки и высшего образования Российской федерации реализует различные программы и проекты, направленные на развитие науки, технологий и высшего образования. Среди них можно отметить такие программы, как "Наука", "Молодые ученые", "Инновации в образовании", "Международные научные проекты" и другие, которые направлены на поддержку научных исследований, развитие инновационных технологий, содействие молодым ученым и студентам, а также укрепление международного научно-образовательного сотрудничества.
Когда было создано Министерство науки и высшего образования Российской федерации
В состав Министерства образования и науки РФ входят следующие структурные подразделения:
- Административный департамент. В его функции входит ведение делопроизводства данного органа исполнительной власти. Он занимается ведением документации министерства, приемом и разбором корреспонденции, регистрацией приказов и постановлений Министерства, ведет учет и хранение документации, занимается архивной деятельностью;
- Департамент аттестации научных и научно-педагогических кадров. Данное подразделение занимается определением основ проведения аттестации педагогов, порядка ее реализации, правил присвоения научных степеней, их проверки, присвоения и признания и решает иные вопросы, касающиеся аттестации педагогов;
- Департамент бюджетных инвестиций. В его функции входит распределение бюджетных ассигнований на очередной учебный год и плановый период, решает вопросы инвестирования в сфере образования, исследует вопросы целевого финансирования, контролирует адресность распределения бюджетных ассигнований;
- Департамент государственной политики в сфере высшего образования. Его функциональная роль сводится к координации деятельности высшей школы, структурировании образовательных организаций системы высшего профессионального образования , выдаче лицензий на осуществление образовательной деятельности негосударственными структурами, определению требований к педагогическим кадрам высшей школы и решению иных вопросов, касающихся порядка функционирования высших учебных заведений, получение степени бакалавра и магистра и анализа реализации образовательных программ высшей профессиональной подготовки;
- Департамент координации информационной и просветительской деятельности. В его функции входит работа по реализации единой информационной политики Министерства и организации просветительской деятельности. Данное подразделение осуществляет разработку методических материалов по аспектам информационной работы Министерства, разрабатывает информационные проекты, координирует просветительскую деятельность в области демонстрации и распространения достижений отечественной науки и практики;
- Департамент координации деятельности образовательных организаций. Он разрабатывает основы функционирования образовательных организаций, решает вопросы подготовки и переподготовки педагогических кадров, осуществляющих деятельность на разных уровнях образования;
- Департамент координации деятельности научных заведений. Данное подразделение регулирует порядок организации и функционирования учреждений научной направленности, функционирующих на территории РФ, координируя проведение научно-исследовательской деятельности государственных учреждений по различным направлениям;
- Департамент координации деятельности организаций в сфере сельскохозяйственных наук. Он занимается соответствующими вопросами функционирования образовательных организаций сельскохозяйственной направленности и разработкой образовательных программ данного направления;
- Департамент государственной службы и кадровой политики. В сферу его функционирования входят вопросы кадрового обеспечения Министерства и его подведомственных учреждений;
- Департамент государственной молодежной политики и воспитательной деятельности . Он определяет основы воспитательной работы с учащимися на разных уровнях и этапах обучения, в разных образовательных организациях;
- Департамент международного сотрудничества . В сферу его деятельности входят вопросы сотрудничества с разными странами в сфере образовательной деятельности, принятие и передача передового педагогического опыта, построение образовательной деятельности в соответствии с международными требованиями;
- Департамент инноваций и перспективных исследований. Он осуществляет регламентирование инновационных направлений деятельности образовательных организаций и порядок проведения разнообразных исследований;
- Департамент стратегического развития. Он определяет стратегию развития и функционирования Министерства, его подразделений и подведомственных структур.
Какие функции выполняет Министерство науки и высшего образования Российской федерации
Внесено Министерством науки и высшего образования Российской Федерации во исполнение Указа Президента России от 15 мая 2018 года №215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».
Этим Указом Министерство образования и науки России преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Кроме того, упразднено ФАНО России.
Министерству науки и высшего образования переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию:
- в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, молодёжной политики, функции по оказанию госуслуг и управлению госимуществом в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования;
- в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности (за исключением вопросов правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем);
- в сфере деятельности федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения, а также информационного обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Какие основные направления работы Министерства науки и высшего образования Российской федерации
В Координационном центре Правительства России под председательством вице-премьера Дмитрия Чернышенко прошло заседание Комиссии по научно-технологическому развитию. Участники обсудили реализацию комплексных научно-технических программ (КНТП) и госпрограммы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».
«Реализуя поставленные Президентом задачи по достижению технологического суверенитета и получению конкретных научных результатов под запросы реального сектора экономики, мы внимательно отслеживаем эффективность работы всех проектов и программ. Как и в прошлом году, мы продолжим фокусировку бюджета на приоритетных для страны научных проектах, таких как федеральные и комплексные научно-технологические программы, важнейшие инновационные проекты госзначения. Именно такие инструменты охватывают весь инновационный цикл и обеспечивают получение востребованных технологий и исследований», — подчеркнул Заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко.
Он напомнил, что в июне этого года Президент Российской Федерации поручил актуализировать механизм реализации КНТП и предусмотреть их необходимое финансирование. По словам вице-премьера, сейчас реализуется три комплексные научно-техническиепрограммы: «Детское питание», «Нефтехимический кластер» и «Чистый уголь — зеленый Кузбасс». С июля 2023 года также начнет работу программа по созданию новых композиционных материалов под запросы атомной, транспортной и строительной отраслей. О ней подробнее доложил Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков. Он отметил направленность программ и проектов на импортозамещение.
«К примеру, комплексный проект «Создание пилотного производства отечественных белковых компонентов —основы сухих молочных продуктов для питания новорожденных и детей до 6 месяцев» мы утвердили в 2021 году, ответственным исполнителем является Минсельхоз России, заказчиком — ООО «Победа-1». Этот проект направлен на решение вопросов импортозамещения в пищевой промышленности», —сообщил Валерий Фальков.
Мероприятия проекта позволят разработать, а также запустить в производство компонент, который будет максимально приближен к женскому грудному молоку, что значительно уменьшает риск развития сахарного диабета и сердечно-сосудистых патологий у детей в будущем.
О реализации КНТП «Детское питание» дополнил заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации Иван Лебедев. Заместитель Министра энергетики Российской Федерации Сергей Мочальниковвыступил с докладом о ходе выполнения КНТП «Чистый уголь — зеленый Кузбасс». О том, какие задачи решает КТНП «Нефтехимический кластер», доложил заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Михаил Юрин. Так, с учетом введения санкций, потребность в импортозамещении химической продукции значительно выросла. Для решения этой задачи программой предусмотрено производство изопропилбензола, изопропилового спирта из ацетона, полиэтилентерефталата и композиционных материалов на его основе. Объем указанной продукции на конец 2025 года должен составлять 220 тыс. тонн на сумму 16,9 млрдрублей.
Также на заседании Комиссии выступили Президент Российской академии наук Геннадий Красников, председатель Совета по приоритетным направлениям научно-технологического развития Ирина Донник, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова ипредставители научно-исследовательских институтов страны.
Какие программы и проекты реализует Министерство науки и высшего образования Российской федерации
образовательного процесса: информационное обеспечение вуза -информация об учебных, научных, внеучебных мероприятиях (75,6%); доступ к компьютерным технологиям (65,7%); удобное расписание, с равномерным распределением учебной нагрузки (54,6%).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целом отношение главного потребителя образовательных услуг - студента - удовлетворяет обучение в НИУ «БелГУ
Использованные источники:
1. Паевская С.Л. Сущность понятия «образование» исторический и правовой аспекты // Историческая и социально-образовательная мысль. -2014. - № 4(26). - С. 136.
УДК 378.1
Манукян А.М. студент магистратуры 2 курса факультет «Экономики и процессов управления» Сочинский государственный университет
Россия, г. Сочи
РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ ВСЛЕДСТВИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Аннотация: в статье рассматриваются основные нормативно-правовые аспекты, связанные с преобразованием Министерства образования и науки РФ в Министерство науки и высшего образования РФ и Министерство просвещения РФ. В статье также подробно определены полномочия преобразованных министерств.
Ключевые слова: Министерство науки и высшего образования РФ, Министерство просвещения РФ, образовательная программа, высшее образование, среднее профессиональное образование.
Manukyan A.M. student of masters degree 2 course, Faculty of Economics and Management Processes
Sochi State University Russia, Sochi
DISTRIBUTION OF AUTHORITY MINISTRY OF SCIENCE AND HIGHER EDUCATION AND MINISTRY OF EDUCATION IN RESPONSE TO THE TRANSFORMATION OF THE MINISTRY OF EDUCATION
AND SCIENCE
Annotation: the article considers main regulatory aspects related to transformation of the ministry of education and science to ministry of science and higher education and ministry of education. The article presents authority of transformed ministries.
htto://forum-nauka.ru
176
Key words: ministry of science and higher education, ministry of education, educational program, higher education, secondary vocational education.
В соответствии с указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» было упразднено Министерство образования Российской Федерации и образовано Министерство образования и науки РФ с целью организации высокоэффективной системы федеральных органов исполнительной власти. Новому министерству были переданы полномочия, связанные с принятием нормативных актов упраздненного министерства. Министерство образования и науки РФ исполняло возложенные на него полномочия с 2004 по 2018 годы.
Министерство образования и науки РФ было преобразовано в Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования Указом Президента РФ от 15 мая 2018 года № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (сокращенно Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, которое осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. Также Минобрнауки осуществляет функции по нормативному регулированию научной и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, интеллектуальной собственности. А также осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной и инновационной деятельности.
Руководство Министерством осуществляет министр науки и высшего образования. Под его руководством осуществляют свою деятельность заместители министра, которые, в свою очередь, осуществляют управление департаментами.
Как Министерство науки и высшего образования Российской федерации влияет на развитие науки и образования в стране
Здание Минобрнауки России. Построено в 1949 г.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России) — это федеральный орган исполнительной власти, занимающийся выработкой государственной политики и нормативно-правовым регулированием в области науки, научно-технической деятельности и высшего образования. Оно было учреждено в 2018 году в результате разделения Министерства образования и науки Российской Федерации на два отдельных ведомства: Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования.
История
Создание Минобрнауки России стало важным шагом в реформировании системы управления наукой и образованием в стране. Ранее единое Министерство образования и науки было ответственным за все аспекты образовательной и научной политики. Однако в 2018 году было решено разделить функции для более целенаправленного управления и развития этих ключевых сфер.
Основные функции и задачи
Минобрнауки России выполняет следующие основные функции:
- Разработка и реализация государственной политики :
- Формирование и реализация государственной политики в области науки и высшего образования.
- Определение приоритетных направлений научных исследований и технологического развития.
- Нормативно-правовое регулирование :
- Разработка нормативных актов, регулирующих научно-техническую деятельность и высшее образование.
- Обеспечение правового регулирования деятельности научных и образовательных организаций.
- Координация научной и образовательной деятельности :
- Взаимодействие с научными учреждениями и высшими учебными заведениями.
- Поддержка и развитие научных исследований и образовательных программ.
- Международное сотрудничество :
- Развитие международных связей и сотрудничества в области науки и образования.
- Участие в международных научных и образовательных проектах.
- Поддержка инноваций и научных исследований :
- Предоставление грантов и других видов финансовой поддержки для научных исследований и инновационных проектов.
- Содействие в коммерциализации научных разработок.
- Контроль и аккредитация :
- Аккредитация образовательных программ и научных организаций.
- Контроль качества высшего образования и научных исследований.
Какие задачи Министерство науки и высшего образования Российской федерации ставит перед собой в ближайшие годы
Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Андрей Омельчукнаградил вузы-лидеры за успешную работу в развитии финансового менеджмента. Торжественная церемония вручения состоялась на площадке Всероссийского форума руководителей финансово-экономического блока организаций высшего образования.
В своем приветственном слове Андрей Омельчук оценил инициативу Московского физико-технического университета в организации и проведении форума и отметил высокую значимость мероприятия в условиях новых экономических вызовов. Также он подчеркнул, что финансовым службам университетов крайне важно в работе фокусировать внимание не только на локальных задачах, но и учитывать глобальные цели развития университетов.
«МФТИ проявил замечательную инициативу, собрав на одной площадке широкий круг профессионалов финансово-экономического блока. Это особенно актуально в период серьезных перемен и системных вызовов. Сейчас крайне важно сформировать финансово-экономическую политику устойчивого развития вузов. У многих есть восприятие, что финансисты и экономисты — это службы «не главного фронта», но это совершенно не так. Финансы — это основа: не будет хорошего финансового управления — ни о какой стратегии и достижениях университета речь идти не будет. От того, насколько хорошо работают эти службы, во многим зависят успехи вуза. Поэтому, открывая это мероприятие, хочу сказать, что мы на вас рассчитываем, готовы всецело помогать. Считаю необходимым такой большой финансовый форум сделать ежегодным. Особо подчеркну, что вам, как финансистам, необходимо не только хорошо решать финансовые задачи, но и с головой погружаться в содержательные задачи, знать и понимать, какие результаты достигаются за счет финансов вуза. Видеть и разделять с коллективом университета цели и задачи его развития», — отметил замглавы Минобрнауки России Андрей Омельчук
Награждение университетов состоялось по 12 номинациям, победу в них одержали 37 вузов из Москвы, Камчатского края, Чувашской Республики, Вологодской, Тамбовской, Псковской областей, и других регионов страны. При выборе победителей учитывались результаты эффективной деятельности, внедрения лучших практик и подходов, а также активное участие в ряде ключевых проектов Минобрнауки России.
Так, в номинации «Новые регионы: лучший опыт интеграции» были отмечены четыре вуза из Донецкой Народной Республики. Они проявили высокую исполнительскую дисциплину в подготовке документов и активно взаимодействовали со структурными подразделениями Минобрнауки России.
Более 300 представителей из ведущих вузов страны приняли участие во Всероссийском форуме руководителей финансово-экономического блока организаций высшего образования. В ходе тематических секций участники обсудили эффективность распределения денежных средств вузов, ключевые финансово-экономические вызовы, способы их преодоления и перспективы сотрудничества образовательных организаций. Работа форума направлена на создание профессионального сообщества финансистов и экономистов, которые занимаются планированием, учетом и анализом финансово-хозяйственной деятельности в вузах.
Как Министерство науки и высшего образования Российской федерации сотрудничает с другими государственными структурами и научными организациями
В связи с беспрецедентным политическим давлением на Российскую Федерацию становится актуальным рассмотрение вопросов национальной идентичности российского общества в различных сферах его деятельности для определения преимущественных особенностей российского государства. Следовательно, в последние два года возрос социальный запрос на поиск новых моделей и систем, которые бы отличали Россию от западных аналогов, внедрившихся в российскую жизнь. В 2022 году Министерством образования и науки была инициирована программа разработки своей российской модели системы высшего образования, которая бы отвечала требованиям российского общества, государственной безопасности и национальной идентичности. Объектом исследования был Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2023 г. No 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования». Предметом исследования были особенности, закладываемые в совершенствование системы высшего образования Российской Федерации в период 2023-2026 годов. Целью исследования было определить проблемные особенности новой системы высшего образования , внедряющейся в тестовом режиме в ряде высших учебных заведения Российской Федерации в период с 2023 о 2026 годы. В исследовании применялись различные методы, в числе которых были методы системного и сравнительного анализа, горизонтального и вертикального анализа, а также хронологический метод. В ходе исследования были использованы нормативные правовые акты – указы, постановления и федеральные законы, а также материалы ряда исследователей в данной области правовой науки. В ходе исследования был проведен анализ базовых федеральных нормативных правовых актов, ставших основой формирования системы высшего образования в рамках соответствия Болонской декларации, определены тенденции социального запроса по трансформации системы высшего образования на современном этапе развития российского общества, выявлены проблемные особенности новой российской системы высшего образования на сравнении с действующей до 2023 года.