Быстрая помощь в кризисных ситуациях: основы экстренной допсихологической помощи

Быстрая помощь в кризисных ситуациях: основы экстренной допсихологической помощи

Правила оказания экстренной психологической помощи в экстремальной ситуации взрослому:

  1. Избегайте телесного контакта. Жертва насилия может испугаться любого прикосновения, даже если вы просто возьмете ее за руку.
  2. Позвольте человеку почувствовать контроль над ситуацией. Поддерживайте, будьте рядом и следите за безопасностью, но не говорите, что ему делать.
  3. Не спрашивайте о подробностях случившегося. Если человек охотно идет на контакт, сместите фокус внимания с описания деталей на чувства. Важно, чтобы человек не подавлял их, разрешил себе испытывать любые эмоции. В то же время не стоит акцентировать внимание только на чувствах, особенно если пострадавший сам плохо в них ориентируется.
  4. Поддерживайте позитивный настрой. Жертвы насилия склонны винить себя и стыдиться случившегося, поэтому человек может негативно высказываться в свой адрес. Ваша задача — на каждое такое выражение подбирать антиутверждение. Например: «Это не твоя вина», «Это ужасно, ни один человек не заслуживает такого».

Принципы экстренной психологической помощи ребенку, пострадавшему от насилия:

  1. Создайте безопасную обстановку. Если есть взрослый, которому ребенок доверяет, пусть он будет рядом.
  2. Избегайте телесного контакта.
  3. Скажите, что вы теперь позаботитесь о ребенке, будете рядом. Выберите комфортную для него дистанцию и избегайте чрезмерного контакта глазами. Придерживайтесь дружелюбного, спокойного тона.
  4. Начните разговор с нейтральной темы. Затем без уточнения деталей предложите ребенку рассказать, что случилось. Верьте каждому его слову и говорите о проблеме теми же словами, которыми говорит он. Если ребенок не может говорить, предложите нарисовать то, что случилось (его состояние, чувства).
  5. Поддерживайте выражение эмоций ребенком. Помните, что некоторые дети реагируют на насилие агрессией, другие замыкаются в себе. Предлагайте разные варианты: покричать, подвигаться, лепить, рисовать.
  6. Подключите к работе медиков, полицию, органы опеки.

В дальнейшем важно дать ребенку прожить травму. Скажите близким ребенка, что важно не подавлять его переживания, разрешать говорить о случившемся или играть в это. Бывает, что дети на куклах проигрывают то, что с ними произошло.

Связанные вопросы и ответы:

Вопрос 1: Что такое экстренная допсихологическая помощь

Ответ: Экстренная допсихологическая помощь - это комплекс мероприятий, направленных на оказание эмоциональной поддержки и психологической помощи лицам, оказавшимся в критической ситуации, связанной с травматическими событиями, катастрофами, стихийными бедствиями и другими экстренными ситуациями.

Вопрос 2: Кто может оказать экстренную допсихологическую помощь

Ответ: Экстренную допсихологическую помощь могут оказывать психологи, социальные работники, медицинские работники, сотрудники службы спасения и другие специалисты, прошедшие специальную подготовку и имеющие опыт работы в экстренных ситуациях.

Вопрос 3: Какие основные принципы следует соблюдать при оказании экстренной допсихологической помощи

Ответ: Основные принципы, которые следует соблюдать при оказании экстренной допсихологической помощи, включают: индивидуальный подход к каждому человеку, сохранение конфиденциальности, предоставление информации и объяснений, оказание эмоциональной поддержки, помощь в решении проблем и удовлетворении основных потребностей, содействие в восстановлении психологического равновесия и адаптации к новым условиям жизни.

Вопрос 4: Как оценить степень травматизма ситуации и выбрать наиболее подходящий метод оказания экстренной допсихологической помощи

Ответ: Степень травматизма ситуации можно оценить по ее характеру, продолжительности, интенсивности и последствиям для человека. В зависимости от этих факторов выбирается наиболее подходящий метод оказания экстренной допсихологической помощи, который может включать в себя разговоры, групповые консультации, проведение психологических тренингов, медитации, релаксационные техники и другие методы.

Вопрос 5: Как обеспечить безопасность и комфорт людей, нуждающихся в экстренной допсихологической помощи

Ответ: Для обеспечения безопасности и комфорта людей, нуждающихся в экстренной допсихологической помощи, следует обеспечить доступность питьевой воды, еды, тепла, укрытия, медицинской помощи, а также обеспечить психологическую поддержку и помощь в решении проблем.

Вопрос 6: Как предотвратить развитие посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у людей, оказавшихся в экстренной ситуации

Ответ: Для предотвращения развития ПТСР у людей, оказавшихся в экстренной ситуации, необходимо обеспечить их эмоциональную поддержку и помощь в решении проблем, а также проводить психологическую реабилитацию и профилактику. Важно также обеспечить возможность для людей выразить свои эмоции и переживания, а также предоставить информацию о возможных симптомах ПТСР и способах их преодоления.

Вопрос 7: Как организовать работу экстренной допсихологической службы

Ответ: Организация работы экстренной допсихологической службы должна быть основана на согласованном плане действий, который включает в себя подготовку и обучение персонала, создание эффективной системы связи и координации действий, обеспечение необходимой инфраструктуры и оборудования, а также проведение регулярных тренингов и проверок готовности к работе в экстренных ситуациях. Важно также обеспечить сотрудничество с другими службами и организациями, которые могут оказать помощь в экстренных ситуациях.

Что такое экстренная допсихологическая помощь

Что такое экстренная допсихологическая помощь. «Экстренная допсихологическая помощь –, что это?»

В этом году психологическая служба МЧС России празднует 20 лет и начинает свою историю с 1999 года, с момента создания Центра экстренной психологической помощи МЧС России. В рамках этого события, психолог Алданского пожарно-спасательного гарнизона Елена  Олейник, провела беседу для работников общеобразовательных учреждений района на тему: «Экстренная допсихологическая помощь».

В ходе мероприятия, она поведала присутствующим об алгоритме первоочередных действий при оказании экстренной допсихологической помощи, в том случае если работник организации решится ее оказать. Елена Викторовна подробно рассказала о системе приемов, которая позволяет людям, не обладающим психологическим образованием, помочь себе и окружающим, оказавшись в экстремальной ситуации, справиться с острыми стрессовыми реакциями, возникшими в связи с кризисом или катастрофой.

  «Оказание экстренной психологической помощи населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, является функцией МЧС России. Каждый человек может оказаться в экстремальной ситуации, но далеко не все обладают психологическим образованием и мы – психологи ведомства помогаем людям понять основы экстренной допсихологической помощи» - прокомментировала Елена  Олейник, психолог отделения кадров и воспитательной работы 1-го отряда Федеральной противопожарной службы по Республике Саха (Якутия).

В завершение беседы психолог раздала буклеты на тему «Экстренная допсихологическая помощь» и поздравила педагогические коллективы с началом нового учебного года.

Какие ситуации могут потребовать экстренной допсихологической помощи

Какие ситуации могут потребовать экстренной допсихологической помощи. Просмотр содержимого документа

Экстренная допсихологическая помощь обучающимся после травматического события

Семинар для педагогов

Какие ситуации могут потребовать экстренной допсихологической помощи. Просмотр содержимого документа

Экстренная психологическая помощь – это система краткосрочных мероприятий, которые оказываются пострадавшим в очаге чрезвычайной ситуации или в ближайшее время после травматического события.

Они направленны на:

  • оказание помощи одному человеку, группе людей или большому количеству пострадавших после экстремального или чрезвычайного события;
  • регуляцию актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний, связанных с этим событием.
Какие ситуации могут потребовать экстренной допсихологической помощи. Просмотр содержимого документа

Принципы психологического сопровождения пострадавших, находящихся в кризисной ситуации

  • Снижение степени интенсивности переживания
  • Поиск продуктивных способов выражения эмоций
  • Принятие обратившегося и его состояния
  • Формирование жизнестойкости и повышения ценности жизни
Какие ситуации могут потребовать экстренной допсихологической помощи. Просмотр содержимого документа

Нулевой этап

Получение первичной информации об эмоциональном состоянии пострадавшего и о своем собственном состоянии

Какие ситуации могут потребовать экстренной допсихологической помощи. Просмотр содержимого документа

Эмоциональные реакции на травматическое событие

  • ТРЕВОГА - отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание отрицательных событий, трудноопределимые предчувствия.
  • ПЛАЧ - это самая адаптивная реакция человека на стрессовую ситуацию. Плач, слезы - эмоциональная реакция, позволяющая выразить переполняющие эмоции.
  • ИСТЕРИКА - способ реагирования психики на травмирующие события.
  • НЕРВАЯ ДРОЖЬ – может быть при агрессии, плаче, страхе, истерике.
  • АПАТИЯ – отсутствие стремления к какой- либо деятельности, отсутствие отрицательного и положительного отношения к действительности, отсутствии внешних эмоциональных проявлений.
  • СТРАХ – внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием.
  • ГНЕВ, АГРЕССИЯ - отрицательно окрашенная реакция, выражающаяся в недовольстве каким-либо явлением или негодованием, возникающим у человека в результате действий объекта его гнева с последующим стремлением устранить этот объект.
Какие ситуации могут потребовать экстренной допсихологической помощи. Просмотр содержимого документа

тревога

КАК

проявляется

ЧТО

Внутреннее напряжение, проявляющее вербально (невербальные проявления связана с возможной ситуацией

делать

  • Вербализировать чувства, задавать уточняющие вопросы, чтобы понять причины тревоги
  • Если тревога связана с ситуацией, то предложить обратившемуся продуктивные действия, связанные с происходящим
  • Тревогу в текущий момент
  • Снимаем техниками работы с тревогой

ЧТО

НЕ делать

ЗАЧЕМ

  • Не убеждать, что тревожиться незачем, особенно если это не так
  • Не оставлять одного. В ситуациях повышенной тревожности ребенку лучше не быть одному. Быть с ним до снижения симптомов тревожности.
Какие ситуации могут потребовать экстренной допсихологической помощи. Просмотр содержимого документа

Какие навыки необходимы для оказания экстренной допсихологической помощи

Стремление помочь – это естественное желание любого человека. Вовремя протянутая рука может помочь человеку справиться с самыми страшными событиями в жизни. Но необходимо помнить о следующем: • Позаботьтесь о собственной безопасности. Реально оцените внешние условия, свое состояние и силы, перед тем как принять решение, что вы готовы помочь. • Пострадавший может в первую очередь нуждаться в оказании первой помощи и медицинской помощи. Необходимо убедиться, что у человека нет физических травм, проблем со здоровьем, и только тогда оказывать психологическую поддержку. • Если вы чувствуете, что не готовы оказать человеку помощь, вам страшно, неприятно разговаривать с ним, не делайте этого. В случае если вы чувствуете неуверенность в том, что сможете помочь (либо в том, что вы правильно понимаете, какие конкретно действия необходимо предпринять) обратитесь за помощью к профильным специалистам. • Если вы решили подойти к человеку, который нуждается в помощи, вам необходимо в первую очередь представиться и сказать, что вы готовы ему помочь. • Необходимо внимательно относиться к тому, что и как вы собираетесь сказать: - говорить нужно спокойным и уверенным голосом, четкими и короткими фразами, в побудительном наклонении; - в речи не должно быть сложно построенных фраз, предложений; - следует избегать в речи частицу «не», а также исключить такие слова как «паника», «катастрофа», «ужас» и т.п. • Сохраняйте самообладание. Будьте готовы к тому, что вы можете столкнуться с различными эмоциональными реакциями и поступками. Они могут быстро сменять друг друга, а некоторые слова и действия могут быть направлены на вас. Кроме этого, многие реакции могут характеризоваться эмоциональным заражением. А значит, под их влиянием можете оказаться и вы. В данном случае особенно важно сохранять спокойствие.

Как оценить степень психологической травмы у человека, нуждающегося в экстренной допсихологической помощи

Правила поведения с пострадавшими

1. Дайте знать пострадавшему, что вы рядом и что уже принимаются меры по спасению.

Пострадавший должен чувствовать, что в создавшейся си­туации он не одинок. Подойдите к пострадавшему и скажите, например: «Я останусь с вами, пока не приедет «Скорая по­мощь». Пострадавший также должен быть проинформирован о том, что сейчас происходит: «Скорая помощь» уже в пути».

2. Постарайтесь избавить пострадавшего от посторонних взглядов.

Любопытные взгляды очень неприятны человеку в кри­зисной ситуации. Если зеваки не уходят, дайте им какое-либо поручение, например, отогнать любопытных от места проис­шествия.

3. Осторожно устанавливайте телесный контакт.

Легкий телесный контакт обычно успокаивает пострадав­ших. Поэтому возьмите пострадавшего за руку или похлопай­те по плечу. Прикасаться к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на том же уровне, что и пострадавший. Даже оказывая медицинскую помощь, старай­тесь находиться на одном уровне с пострадавшим.

4. Говорите и слушайте.

Внимательно слушайте, не перебивайте, будьте терпели­вы, выполняя свои обязанности. Говорите и сами, желательно спокойным тоном, даже если пострадавший теряет сознание. Не проявляйте нервозности. Избегайте упреков. Спросите по­страдавшего: «Могу ли я что-либо для вас сделать?» Если вы ис­пытываете чувство сострадания, не стесняйтесь об этом сказать.

У человека в экстремальной ситуации могут появляться следующие симптомы (реакции):

- бред,

- галлюцинации,

- апатия,

- ступор,

- двигательное возбуждение,

- агрессии,

- страх,

- истерика,

- нервная дрожь,

- плач

Помощь специалиста в данной ситуации заключается, в первую очередь, в создании условий для нервной «разрядки».

Бред и галлюцинации . Критическая ситуация вызывает у человека мощный стресс, приводит к сильному нервному напряжению, нарушает равновесие в организме, отрицательно сказывается на здоровье в целом – не только физическом, но и психическом тоже. Это может обострить уже имеющееся психическое заболевание.К основным признакам бреда относятся ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить. Галлюцинации характеризуются тем, что пострадавший переживает ощущение присутствия воображаемых объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и прочее). В данной ситуации: обратитесь к медицинским работникам, вызовите бригаду скорой психиатрической помощи, до прибытия специалистов следите за тем, чтобы пострадавший не навредил себе и окружающим. Уберите от него предметы, представляющие потенциальную опасность. Изолируйте пострадавшего и не оставляйте его одного. Говорите с пострадавшим спокойным голосом. Соглашайтесь с ним, не пытайтесь его переубедить. Помните, что в такой ситуации переубедить пострадавшего невозможно.

Как создать безопасную и доверительную атмосферу при оказании экстренной допсихологической помощи

– Доктор, дайте нашим читателям несколько практических советов, как сохранить бодрость духа и оптимистичное настроение в бурлящем море житейских перемен?

– Конечно, в нашей жизни случаются очень сложные и трагические ситуации. Но что бы с нами не происходило, смысл во всё вкладывает только сам человек. Ведь из камня можно сделать и фундамент для будущего дома, и орудие для разрушения. Тот, кто хочет выбраться из кризиса — выбирается! Важно не задерживаться в состоянии трагедии. Чтобы выйти из неё — надо жить. Сходить в лес, послушать музыку, выпить чашку кофе с другом, пообщаться с детьми и животными — универсальные способы релаксации и отвлечения от негативных эмоций во все времена. Наконец, идите в баню! Тоже прекрасно помогает расслабиться. Будьте оптимистами и относитесь философски к любым переменам в жизни. Но если кажется, что всё уже перепробовано, а жизнь не радует, — не ждите, что пройдёт само, идите к специалисту.

А ещё не надо фиксироваться на негативе и принимать позицию жертвы. Старайтесь усваивать чужой опыт, читайте книги, есть Интернет. Давно доказано: если ищешь ответ, найдёшь его непременно.

Советы врача

В острых кризисных ситуациях, когда человек пережил, например, насилие или потерю близкого, требуется срочная помощь специалиста. Люди, которые находятся рядом, тоже могут помочь. Им нужно понимать: у человека нарушено чувство реальности и безопасности, очень высокие, интенсивные эмоциональные переживания. Поэтому его важно всё время возвращать к реальности, дать высказать свои чувства, не останавливать слёзы — пусть выплачется, это снимает напряжённость. Включайте пострадавшего во все происходящие процессы, не оставляйте его одного. Главное, дать человеку понять: всё прошло, страшное уже за спиной. В ситуации длительного переживания необходима психотерапия, психологическое консультирование. Но всё окружение страдающего человека должно, тем не менее, понимать: насильно навязывать помощь нельзя! Помощь возможна, когда человек сам её ищет.

Как помочь человеку справиться с эмоциями, связанными с кризисной ситуацией

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — это психическое заболевание, которое может развиться после тяжелых травматических событий или переживаний. Причины ПТСР могут быть разнообразными, и не все люди, подвергшиеся травме, развивают это расстройство. Однако некоторые факторы могут увеличить риск развития ПТСР. Давайте более подробно рассмотрим причины этого расстройства.

  1. Травматические события : Это самая очевидная причина ПТСР. В разные периоды жизни многие люди подвергаются травматическим событиям. Это включает в себя участие в военных конфликтах, столкновения на дорогах, естественные катастрофы, нападения, насилие, или любой инцидент, в котором человек был в угрозе для своей жизни или здоровья. Хотя многие люди, пережившие травматические события, могут пережить их относительно нормально, некоторые развивают ПТСР.
  2. Генетические факторы : Исследования показывают, что генетические факторы могут играть роль в склонности к ПТСР. Например, некоторые люди могут быть более восприимчивыми к стрессу или менее способными к справлению с ним из-за своего генетического наследия. Однако генетические факторы не являются единственной причиной ПТСР, и они обычно сочетаются с другими факторами. Следует отметить, что ПТСР — это многогранный психический расстройство, и его развитие зависит от взаимодействия различных факторов. Понимание этих причин помогает разрабатывать более эффективные методы лечения и профилактики ПТСР.
  3. Социокультурные факторы : Культурные и социальные аспекты могут также оказать влияние на вероятность развития ПТСР. Например, общественное одобрение или неприятие, стереотипы, стигматизация и подход к выражению эмоций могут влиять на способность человека справляться с травмой. Это может влиять на то, как человек воспринимает событие и реагирует на него.
  4. Индивидуальные характеристики : Некоторые индивидуальные черты могут повлиять на склонность к развитию ПТСР. Люди, у которых в прошлом были психические расстройства, или у которых семейная история психических расстройств, могут быть более уязвимыми. Кроме того, уровень стрессоустойчивости, интеллектуальные способности и общая психологическая структура человека могут также влиять на то, как он переживает травму.
  5. Отсутствие поддержки и лечения : Отсутствие социальной поддержки и своевременного лечения может значительно увеличить риск развития ПТСР. Люди, сталкивающиеся с травматическими событиями и лишенные необходимой поддержки, могут иметь трудности в справлении с эмоциональными и психологическими последствиями травмы. Профессиональная помощь и психологическая поддержка способствуют снижению этого риска.

Как предотвратить развитие посттравматического стрессового расстройства после кризисной ситуации

Часто наша психика воспринимает кризисную ситуацию как угрозу жизни, поэтому запускает одну из трех реакций — бей, беги или замри.

  • Бей. Если противник или источник стресса слабее, то эффективнее будет напасть;
  • Беги. Если угроза сильнее, то эффективнее будет убежать;
  • Замри. Когда нет возможности убежать или напасть, приходится замереть.

У животных во время замирания механизмы саморегуляции работают за счет инстинктов. У человека эти механизмы притуплены из-за развитой коры головного мозга и высокой социализации. Если человек в стрессовой ситуации не смог убежать или напасть, он замирает. Но после того как угроза жизни исчезла, нервная система не может сама вернуться в равновесие: какая-то часть психики остается замершей.

Если человек в экстремальных условиях может повлиять на происходящее, спасти себя или других, он реагирует по принципу «бей» или «беги», справляясь даже с сильным потрясением. В таком случае нервной системе не нужны дополнительные действия для возвращения равновесия.

Когда мы постепенно начинаем осознавать, что произошло, нас могут захватить такие чувства, как тревога, страх и бессилие. Тревога и страх обычно возникают из-за того, что мы не понимаем, что нас ждет дальше и что нам с этим делать. По сути, отсутствие наработанных способов справляться со сложными ситуациями — это и есть кризис.

Бессилие — состояние, когда мы чувствуем себя без сил — физических, психических или духовных. При этом у нас нет возможности или желания исправить ситуацию. Бессилие может появляться, когда организм физически или психически исчерпал свой ресурс.

Нередко кризис означает отказ от чего-либо. Например, мама, когда у нее появляется ребенок, вынуждена временно отказаться от своей карьеры и, возможно, своего личностного развития, потому что все ее силы направлены на заботу о ребенке. Фактически речь идет об утрате и потере, и, чтобы с ними справиться, психика использует процесс горевания. Психолог Элизабет Кюблер-Росс выделила пять стадий, через которые проходит человек, переживая свое горе: шок, гнев, торг депрессия и принятие. Это могут быть как последовательные этапы, так и параллельные.

Горевание — это сложный и болезненный процесс, однако именно он помогает принять случившиеся изменения. Сопроводить процесс горевания может психотерапевт.

Как помочь человеку вернуться к нормальной жизни после кризисной ситуации

Быстрая помощь в кризисных ситуациях: основы экстренной допсихологической помощи 08

Описание

Режим занятий

1 календарная неделя.

Нормативный срок освоения программы

36 академических часов в неделю.

Итоговое тестирование

Для аттестации по программе повышения квалификации необходимо пройти Тестовое Задание. Данный тест является формой итогового контроля (аттестации) обучающихся по освоению программы повышения квалификации. Для успешного прохождения теста слушатели должны владеть знаниями по основным темам программы. Успешное прохождение тестирования - от 60 баллов (%).

Присваиваемая квалификация

Образование и наука

Ваш документ

Документ будет оформлен в течение 10 рабочих дней с момента окончания обучения.

Удостоверение о повышении квалификации

При условии успешного прохождения программы выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца. (на основании Лицензии № 4484, выданной Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга 09.07.2021 г.)

Для кого

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификациипредназначена для лиц со средним профессиональным или высшим образованием, либо лиц, получающих среднее профессиональное или высшее образование.

  1. Классификация чрезвычайных ситуаций
  2. Правила оказания экстренной допсихологической помощи
  3. Экстренная допсихологическая помощь
  4. Преодоление последствий пребывания в чрезвычайной ситуации
  5. Формирование психологической устойчивости в чрезвычайных ситуациях у учащихся образовательных учреждений

Актуальность

Экстренная допсихологическая помощь – это система приемов, которая позволяет людям, не обладающим психологическим образованием, помочь себе и окружающим, оказавшись в экстремальной ситуации, справиться с психологическими реакциями, возникшими, в связи с этим кризисом или катастрофой. Оказание адресной помощи обучающимся – одно из трудовых действий, предусмотренных профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (утв. Приказом Минтруда РФ от 18.10.2013 N 544Н).

Цель программы

Совершенствование компетенции и (или) получение новой компетенции в области оказания экстренной допсихологической помощи обучающимся в образовательных организациях.

Чему вы научитесь / Задачи

В результате освоения программы слушатель должен приобрести или усовершенствовать следующие знания и умения, необходимые для качественного изменения компетенций:

  • знать классификацию чрезвычайных ситуаций и последствия их возникновения;
  • знать основные факторы и причины опасных и чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях;
  • знать правила оказания экстренной допсихологической помощи;
  • знать правила формирования психологической устойчивости в чрезвычайных ситуациях у учащихся образовательных учреждений;
  • уметь оказывать экстренную допсихологическую помощь пострадавщим;
  • уметь преодолевать последствия пребывания в чрезвычайной ситуации.