Улучшение квалификации сотрудников Томского государственного университета: новости и перспективы

Содержание
  1. Улучшение квалификации сотрудников Томского государственного университета: новости и перспективы
  2. Связанные вопросы и ответы
  3. Какие программы обучения предлагаются для сотрудников Томского государственного университета
  4. Какие цели преследует обучение сотрудников Томского государственного университета
  5. Какие изменения произошли в программах обучения сотрудников Томского государственного университета за последние годы
  6. Как оценивается эффективность программ обучения сотрудников Томского государственного университета
  7. Какие перспективы развития предлагаются для программ обучения сотрудников Томского государственного университета
  8. Какие новые технологии используются в программах обучения сотрудников Томского государственного университета
  9. Какие особенности обучения сотрудников Томского государственного университета отличают его от других университетов
  10. Какие факторы влияют на результаты обучения сотрудников Томского государственного университета

Улучшение квалификации сотрудников Томского государственного университета: новости и перспективы

На базе Томского государственного университета стартовало обучение преподавателей российских вузов для подготовки специалистов в области ИИ. По оценкам экспертов, экономике России в ближайшей и среднесрочной перспективе нужно около 40 тысяч айтишников этого профиля. Именно они должны сыграть особую роль в развитии отечественного ВПК, здравоохранения, образования и других критически важных направлений, включая вывод индустрии на уровень 4.0. Обучение проводится в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект», реализуемого при поддержке национальной программы «Цифровая экономика».

– Технологии искусственного интеллекта позволяют, с одной стороны, значительно ускорить техническое решение многих задач, с другой – помогают делать это с большей эффективностью, – говорит директор Института прикладной математики и компьютерных наук ТГУ Александр Замятин . – Во всех странах на специалистов ИИ присутствует острый спрос, который год от года растёт. Для России этот вопрос особенно актуален, поэтому подготовка профессионалов, способных не только использовать технологии искусственного интеллекта, но и создавать новые инструменты и сервисы с использованием ИИ, входит в число государственных приоритетов. Эта задача решается при поддержке Минобрнауки РФ.

Очередным шагом в реализации четырехлетнего проекта стало обучение 108 преподавателей из пяти вузов: КузГТУ, КрасГМУ, САФУ им. В.М. Ломоносова, КБГУ им Х.М. Бербекова и Тольяттинского государственного университета. Все они являются сетевыми партнёрами большого четырёхлетнего проекта, главным исполнителем которого выступает Томский госуниверситет.

Улучшение квалификации сотрудников Томского государственного университета: новости и перспективы

Программа повышения квалификации преподавателей по профилю ИИ разработана в тесной связке с Институтом дистанционного образования ТГУ. Обучение осуществляется по индивидуальной траектории, при этом каждому участнику предоставляются на выбор направления: «Искусственный интеллект» и «Цифровая педагогика».

– Обучение включает вариативные модули, в частности, «Введение в интеллектуальный анализ данных», «Статистические методы машинного обучения», «Нейронные сети», «Глубинное обучение», «Высокопроизводительная обработка больших данных», «Разработка заданий в цифровой образовательной среде» и другие, – говорит одна из менеджеров программы, доцент кафедры прикладной математики ИПМКН ТГУ Анна Морозова . – При этом главный фокус программы сделан на адаптацию математики под развитие инструментов ИИ, в создании которых математика играет основополагающую роль.

Параллельно повышению уровня квалификации преподавателей сотрудники ТГУ вместе с коллегами из Тольятти работают над созданием новой программы бакалавриата, которая будет запущена на базе Тольяттинского госуниверситета. Ранее вместе с сетевыми партнерами были созданы четыре магистерские программы, на которые уже проведён первый набор и ведётся обучение, и одна программа бакалавриата совместно с КузГТУ. В настоящее время она проходит экспертизу в Минобрнауки РФ.

Добавим, что к 2024 году количество студентов, поступивших на новые программы магистратуры по направлению ИИ, составит 600 человек, на программы бакалавриата – 300 человек.Чтобы осуществлять подготовку специалистов в области ИИ, в рамках проекта, реализуемого ТГУ, 336 преподавателей пройдут обучение по программе, созданной ИПМКН ТГУ и ИДО ТГУ .

Связанные вопросы и ответы:

Вопрос 1: Что такое обучение работников Томского государственного университета

Ответ: Обучение работников Томского государственного университета - это процесс повышения квалификации и профессиональной подготовки сотрудников университета с целью совершенствования их навыков и знаний в области своей деятельности.

Вопрос 2: Какие виды обучения работников предлагает Томской государственный университет

Ответ: Томской государственный университет предлагает различные виды обучения работников, включая курсы повышения квалификации, семинары, тренинги, мастер-классы, а также программы повышения квалификации для руководителей и специалистов.

Вопрос 3: Какие цели преследует обучение работников Томского государственного университета

Ответ: Целью обучения работников Томского государственного университета является совершенствование профессиональных навыков и знаний сотрудников, повышение их квалификации, развитие их потенциала, а также обеспечение высокого качества образования и научно-исследовательской деятельности университета.

Вопрос 4: Как происходит отбор кандидатов на обучение работников Томского государственного университета

Ответ: Отбор кандидатов на обучение работников Томского государственного университета происходит на основе заявок, которые подаются сотрудниками университета. Затем, на основе этих заявок, проводится оценка кандидатов по различным критериям, таким как опыт работы, квалификационный уровень, достижения и другие факторы.

Вопрос 5: Как оценивается результативность обучения работников Томского государственного университета

Ответ: Результативность обучения работников Томского государственного университета оценивается на основе различных показателей, таких как уровень знаний и навыков сотрудников после обучения, их профессиональная эффективность, результаты их работы, а также оценка обучающихся самих.

Вопрос 6: Какие преимущества имеет обучение работников Томского государственного университета

Ответ: Обучение работников Томского государственного университета имеет ряд преимуществ, таких как повышение квалификации и профессиональной эффективности сотрудников, развитие их потенциала, обеспечение высокого качества образования и научно-исследовательской деятельности университета, а также повышение уровня конкурентоспособности университета на рынке образования и научных исследований.

Какие программы обучения предлагаются для сотрудников Томского государственного университета

  • Описание
  • Преподаватели
  • Поступающим
  • О программе

Хотите н аучиться управлять человеческими ресурсами организации? Заниматься рекрутингом, подбором кадров? Работать очно либо удаленно? Наша программа даст вам все необходимые компетенции.
Оставить заявку на обучение
По окончании обучения выдается Диплом о профессиональной переподготовке Томского государственного университета.
Подробнее на сайте

Цели:
Программа направлена на формирование и развитие профессиональных компетенций. Обучение рассчитано на широкий круг слушателей.

Трудоемкость: 256 часов
Форма обучения: очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий
Продолжительность обучения: 3 месяца
Даты обучения: сроки обучения зависят от количества слушателей (если количество слушателей в группе будет ниже нормативного, дата начала обучения может быть перенесена на более поздний срок)
Стоимость обучения: 66 000 руб.

Литвина Светлана Алексеевна

Кандидат психологических наук

Пудовкин Никита Андреевич
Савченкова Руслана Сергеевна
Оралова Екатерина Вячеславовна

Николахина ‎ Татьяна Сергеевна

Директор по персоналу NTR LAB, Москва

Тухватулина Лилия Равильевна

Кандидат философских наук

Черепанова Наталья Владимировна

Кандидат философских наук

Софронова Вероника Александровна

Феденкова Анна Сергеевна

Шинкевич Елена Александровна

Документы для поступления:

    Копия диплома об образовании

    Копия свидетельства о браке (при смене фамилии)

    Заявление

Требования к уровню подготовки слушателей, поступающих на программу: среднее профессиональное или высшее образование, которое должно подтверждаться документом (дипломом) государственного или установленного образца.

Оставить заявку по ссылке

Во время обучения вы научитесь:

    Осуществлять сбор информации о потребностях организации в персонале

    Осуществлять поиск, привлечение, подбор и отбор персонала

    Организовывать и проводить оценку персонала

    Разрабатывать программу мотивации персонала

    Оценивать эффективность кадровой стратегии компании

    Разрабатывать программу мотивации персонала

    Оценивать вовлеченность персонала

    Оценивать эффективность кадровой стратегии компании

Общий блок программы

    Как учатся разные поколения.

    Принципы эффективного обучения взрослых.

    Ступени обучения.

    Что такое лидерство.

    Лидерство в управлении.

    Развитие лидерского потенциала.

    Качества лидера. Как быть лидером вдохновителем.

    Ситуационный подход в лидерстве.

    Модель эмоционального интеллекта.

    Персоналитический и поведенческий подходы лидерства.

Модуль 1

Современный HR. Роль HR в современной организации

Тема 1 - Современное управление человеческими ресурсами.

Тема 2 - Элементы управления человеческими ресурсами современной организации.

Тема 3 - Big data и цифровое УЧР.

Тема 4 - Изменение роли кадровой стратегии в современной организации: аутсорсинг, аутстаффинг, гибкие трудовые контракты.

Тема 5 - Оценка эффективности кадровой политики.

Тема 6 - Организационная культура предприятия.

Модуль 2

Программы найма, адаптации и оценки персонала

Тема 1 - Исследование и динамика рынка труда. Цикл найма. HR брендинг

Тема 2 - Разработка программы рекрутинга. Этапы рекрутмента

Тема 3 - Технологии отбора кадров. Разработка программы отбора

Тема 4 - Оценка эффективности найма

Тема 5 - Разработка программы первичной и вторичной адаптации

Тема 6 - Оценка эффективности системы адаптации

Тема 7 - Компетентностный подход к оценке персонала. Должностная инструкция как основание для оценки персонала.

Модуль 3

Мотивация, вовлеченность и управление конфликтами в организации

Тема 1 - Роль вовлеченности персонала в организации.

Тема 2 - Управление вовлеченностью в организации.

Тема 3 - Современные подходы к мотивации персонала.

Тема 4 - Разработка комплексной программы мотивации персонала.

Тема 5 - Управление конфликтами в организации.

Какие цели преследует обучение сотрудников Томского государственного университета

Национальный исследовательский Томский государственный университет, основанный в 1878 г. Александром II как Императорский Сибирский Университет, с первого дня своего существования был призван утверждать идеалы науки, образования и культуры на огромной территории азиатской части страны.

Важнейший приоритет университета – стремление к воспитанию свободно и широко мыслящей творческой личности, способной к самостоятельным научным и мировоззренческим решениям. Сохраняя верность традициям предшественников, коллектив университета активно развивает современные подходы и методы во всех сферах деятельности, укрепляя свой статус в российском и международном научно-образовательном пространстве.

Заслуги Национального исследовательского Томского государственного университета в становлении и развитии отечественной науки, образования и культуры отмечены многими наградами страны, в 1998 г. ТГУ указом Президента Российской Федерации включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Национальный исследовательский Томский государственный университет как университет исследовательского типа видит свою миссию в сохранении и приумножении духовных ценностей человечества, в получении и распространении передовых знаний и информации, в опережающей подготовке интеллектуальной элиты общества на основе интеграции учебного процесса, фундаментальных научных исследований и инновационных подходов.

  • служение интересам России, способствование развитию ее интеллектуального потенциала путем производства новых знаний и опережающей подготовки научно-педагогической, управленческой и культурной элиты общества;
  • совершенствование педагогического процесса на основе активного использования инновационных подходов и информационных технологий, подчинение их задаче сочетания гармоничного развития личности и подготовки высококлассных, ориентированных на лидерство в своей области, специалистов;
  • достойное представление высшей школы России в международном научно-образовательном пространстве, интеграция своего академического, интеллектуального и информационного потенциала с ведущими российскими и зарубежными центрами высшего образования, науки и высоких технологий;
  • успешное развитие исторически сложившихся и признанных мировым сообществом научно-педагогических школ в области гуманитарных, физико-математических и естественных наук на основе интеграции с академическим сектором науки;
  • обеспечение потребностей науки, образования и общества в целом в информационных услугах через создание и функционирование единой информационной научно-образовательной среды;
  • осуществление координирующей роли в системе высшей школы при реализации крупных проектов в области образования различных уровней, науки и инноваций;
  • участие в развитии реального сектора экономики на основе инновационной деятельности, включая обеспечение кадрового сопровождения высоких технологий.

Какие изменения произошли в программах обучения сотрудников Томского государственного университета за последние годы

 

С 2023 года Томский государственный университет и еще пять ведущих университетов страны участвуют в пилотном проекте по изменению системы высшего образования. Указ № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 12 мая 2023 года.

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков – о запуске пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования

Валерий Фальков отвечает на вопросы студентов о формировании новой системы высшего образования

 

В 2024 году Томский государственный университет осуществляет набор на пилотные образовательные программы базового и специализированного высшего образования. ТГУ предлагает свои лучшие практики для формирования и апробации новой модели системы высшего образования России.

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский и проректор ТГУ по образовательной деятельности Евгений Луков рассказывают о новой модели образования , которая учитывает запросы времени и рынка

 

Пилотные программы базового и специализированного высшего образования ТГУ: 
отвечаем на главные вопросы

 

Почему ТГУ стал участником эксперимента?

Томский государственный университет не случайно вошел в число пилотных вузов. Университет, отметивший свое 145-летие, накопил огромный опыт, в том числе развития в условиях неопределенности. При этом ТГУ всегда был нацелен на исследования, потому что получение нового знания – это основа эффективной профессиональной и личностной жизни в неопределенном мире.

ТГУ входит в эксперимент с серьезной аналитической базой. В течение последних трех лет в вузе были проанализированы лучшие образовательные практики – и именно они станут моделями изменений, которые должны появиться в новой системе российского высшего образования.

 

Будут ли пересматриваться правила приема в университет?

Условия приема остаются прежними. ТГУ не стал менять перечень вступительных экзаменов, соблюдая права абитуриентов. Льготы и особые права при поступлении – те же самые.

В некоторых специализированных программах появилась зависимость от базового образования. Например, на программу «Юридическая лингвистика» принимают только тех, у кого базовое образование – филологическое. Это позволит сократить время подготовки и быстрее выпустить специалистов на рынок.

Специализированная программа «Компьютерный инжиниринг высокоэнергетических систем» также стала годичной и появились жесткие требования к базовому образованию. Эта программа разработана специально под заказ ФЦДТ «Союз».

По окончании университета выпускники получат полностью легитимные документы об образовании, государственного образца, юридически подтвержденные, понятные для отделов кадров предприятий.

Старт летней приемной кампании – 20 июня. Приемная комиссия ТГУ и Центр поддержки и сопровождения абитуриентов ТГУ (колл-центр) уже сейчас дают консультации по вопросам поступления.

Как оценивается эффективность программ обучения сотрудников Томского государственного университета

И.Б. Адова

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМ КАЧЕСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ

Томский государственный университет

В современную постиндустриальную эпоху критическим фактором экономического преимущества любой организации, фирмы, корпорации становится не земля (как в эпоху земледелия), не труд (как в раннюю индустриальную эпоху), не капитал (как в позднюю индустриальную эпоху), а информация и человек. Поскольку знания приобретаются человеком в процессе получения образования и приобретения им навыков и опыта, а это непосредственно связано с определенного рода инвестициями, то можно утверждать, что ключевым фактором успеха, а значит, и важнейшим перманентным объектом управления на уровне отдельной организации является человеческий капитал.

Традиционно понятие «человеческий капитал» рассматривается в экономической теории. Применительно же к конкретной экономике, а точнее к уровню организации, используются термины «трудовые ресурсы», «кадры», «работники» и др. На наш взгляд, конкретным выражением человеческого капитала на уровне организации является персонал как совокупность работников (индивидов, личностей), обладающих определенными личностными качествами, способностями и мастерством. При этом в процессе управления обращается внимание не столько на количественные характеристики персонала, сколько на его качественные параметры.

Одним из параметров качества персонала является его квалификация. Традиционное понятие квалификации, выраженной в разряде рабочего или категории специалиста, трансформируется. Это гибкость и адаптивность к изменяющимся требованиям внешней среды и внутренним условиям, достигаемые в процессе непрерывного обучения всего персонала, которое в современной организации становится обязательным элементом ее деятельности, обеспечивая на деле реализацию принципа непрерывного совершенствования.

При этом обучение рассматривается не столько как односторонний процесс передачи новой информации от обучающего к обучаемому, сколько как диалогическое и творческое решение конкретных проблем организации. Важен именно творческий элемент, заключенный в строгие рамки актуализации проблем организации.

Международные стандарты качества (130) предъявляют определенные требования не только к эффективности систем управления в целом, но и к компетентности, осведомленности и подготовке всего персонала. В связи с этим, согласно п. 6.22 1Б0 9001:2000, руководство организации должно «устанавливать ком-

петентность каждого сотрудника, обеспечивать подготовку, оценивать эффективность принятых мер, обеспечивать осведомленность персонала об актуальности и важности его деятельности, о том, как работники вносят свой вклад в достижение целей организации в области Качества, поддерживать в рабочем состоянии соответствующие записи об образовании, подготовке и опыте».

В связи с этим в организации системы подготовки персонала важное место отводится определению эффективности обучения.

Практика организации и реализации программ обучения в процессе внедрения систем качества позволила нам выделить следующие связанные с этим проблемы:

- нежелание первых руководителей участвовать в обучении (самодостаточность),

- невозможность участвовать в обучении всем руководителям процессов (сверхзагруженность и занятость),

- неверный выбор готовых программ обучения или некорректное составление собственных программ,

- несоответствующие условия проведения обучения,

- неудобное время и график занятий,

- неквалифицированные тренеры и преподаватели,

- неиспользование методов активного обучения.

В процессе подготовки организаций к сертификации по стандартам качества одним из этапов является диагностика качества персонала, рассматриваемого с двух сторон: как качество процедуры управления персоналом и как совокупность его качественных характеристик.

В процессе предварительного аудита менеджмента качества в крупной строительной организации Сибирского региона нами проведено такое исследование на основе специально подготовленной для этих целей методики. Несмотря на то, что в этом ОАО работает около 4 000 человек, в силу отраслевых особенностей (разбросанность отдельных подразделений по территориально отдаленным объектам), централизованная служба управления персоналом отсутствует, а ее функции в основном возлагаются на линейных руководителей, не имеющих соответствующего профессионального образования. Этим объясняется то, что многие из респондентов не знакомы с инструментами персонал-технологий и закрыты для внешних партнеров и структур.

В частности, диаграмма (рис. 1) иллюстрирует степень используемости инструментов обучения в данной организации (перечень инструментов и распределение ответов респондентов представлены в таблице).

Какие перспективы развития предлагаются для программ обучения сотрудников Томского государственного университета

Сотрудники ТГУ первыми в стране проходят обучение по новой системе повышения квалификации преподавателей. Программу «Инновационные образовательные технологии» для вуза разработал Корпоративный университет Сбербанка. Группе из ТГУ представили сконцентрированный опыт внедрения социальных и цифровых технологий обучения на основе интерактивных методик; они позволяют сформировать soft skills компетенции, актуальные для любой дисциплины и образовательной программы.

Особенностью корпоративного обучения является подстройка под меняющиеся потребности рынка, жизнь «на нерве» инноваций, чего часто не хватает вузам. Именно этот опыт, а также применение самых передовых образовательных технологий привлек руководителей ТГУ, изучивших работу команды Корпоративного университета Сбербанка – партнера ТГУ с 2015 года. Наработки партнеров были использованы в построении принципиально новой программы повышения квалификации преподавателей университета.

ТГУ – один из первых вузов России, который внедряет такую систему. В феврале в течение четырех дней 42 сотрудника ТГУ прошли очное обучение в Корпоративном университете Сбербанка в Подмосковье.

– К формированию этой группы мы подходили, руководствуясь двумя принципами. Основу группы составляли люди, которые зарекомендовали себя в системе повышения квалификации. Кроме этого, проректор по учебной работе Виктор Дёмин предложил, чтобы в группу по максимуму вошли представители учебных подразделений, факультетов и институтов. Мы работали с деканатами и выявляли тех, кто пока не проявил себя в системе ФПК, но имеет интересные методические наработки и готов ими делиться или уже делится в рамках Фестиваля образовательных практик ТГУ. По моему мнению, мы не ошиблись, – рассказывает директор Центра повышения квалификации и переподготовки ТГУ Светлана Велединская .

В состав группы были также привлечены сотрудники подразделений, связанных с организацией учебного процесса, – методисты, представители учебного управления, Центра развития качества образования, Института дистанционного образования, НОЦ «Институт инноваций в образовании», Центра повышения квалификации и других.

– Перед нами стояла задача сформировать «боевой отряд», который мог бы «ухватить» и систематизировать технологические подходы, а потом транслировать их среди коллег в виде целостной программы для большого количества преподавателей, – отмечает Светлана Велединская .

Улучшение квалификации сотрудников Томского государственного университета: новости и перспективы 01

Команда ТГУ была разделена на шесть групп – из представителей разных подразделений университета с учетом их интересов.

– По итогам оказалось, что смешанные группы – сильнее, – подчеркивает Светлана Борисовна. – Например, «Ядро бакалавриата» принято считать гуманитарным проектом, но как только мы добавили в эту группу трех человек с естественнонаучных факультетов и факультета информационных технологий, проект сразу «заиграл». Так же было и во всех других группах – мы постарались выдержать контур их смешанности, чтобы увидеть все грани.

На площадке Корпоративного университета Сбербанка группы представили свои наработки ректору вуза и проректору по учебной работе. Но поездкой в Подмосковье процесс обучения сотрудников ТГУ не ограничится. До 22 марта они продолжат взаимодействие в дистанционном режиме, а потом, после защиты законченных проектов, начнут самостоятельную работу над развитием программы повышения квалификации для большого круга преподавателей университета.

Сейчас четыре группы из шести, проходящих обучение, работают над общеуниверситетскими модульными программами повышения квалификации. Еще две станут пилотными площадками, где эти программы будут опробованы. Первый разрабатываемый модуль – «Экономика и предпринимательство» – будет запроектирован в ключе новых образовательных технологий и применим для всех программ бакалавриата. Второй модуль разрабатывается для «Образовательного ядра бакалавриата».

– При освоении новой программы, думаю, наша команда тоже была полезна Корпоративному университету Сбербанка. Мы предлагали им форматы проведения занятий и инструменты, а они динамично подстраивались под нас. Получился очень хороший обоюдный опыт, у которого, надеюсь, будет развитие, – подытожила Светлана Велединская .

Томский государственный университет и Корпоративный университет Сбербанка активно сотрудничают более 5 лет. С 2014 года специалисты Корпоративного университета Сбербанка регулярно проводят программы повышения квалификации для преподавателей и руководителей подразделений ТГУ. В 2016 году при активном участии Корпоративного университета Сбербанка создан Институт экономики и управления ТГУ.

Какие новые технологии используются в программах обучения сотрудников Томского государственного университета

Ученые лаборатории лазерного молекулярного имиджинга и машинного обучения Томского госуниверситета разрабатывают новые подходы к диагностике заболеваний, используя оптические технологии и машинное обучение. В тех случаях, когда выборка проб с патологией небольшая, они используют генеративные нейросети. Искусственный интеллект по их заданию генерирует модели образцов биоматериала со специфическими химическими соединениями, характерными для той или иной болезни. Это расширяет библиотеку данных для обучения компьютерной модели и автоматической диагностики проб.

– Особенность задач биоинформатики заключается в ограниченности количества данных, но при этом их размерность очень большая, – говорит сотрудник лаборатории лазерного молекулярного имиджинга и машинного обучения ТГУ Денис Вражнов . – С точки зрения вычислительной математики эта задача считается трудноразрешимой. В такой ситуации нам может помочь машинное обучение. Одним из направлений являются генеративные сети, которые могут создавать контент при помощи искусственного интеллекта.

Улучшение квалификации сотрудников Томского государственного университета: новости и перспективы 02

Научный сотрудник лаборатории лазерного молекулярного имиджинга и машинного обучения ТГУ Денис Вражнов

Такие нейросети всё чаще используют для написания текстов, генерации картинок, музыки, видео. Но ученые ТГУ ставят перед ИИ гораздо более сложные задачи. Они применяют его для создания моделей данных, которые имитируют различные заболевания. Например, проб выдыхаемого воздуха у пациентов, страдающих раком лёгких.

– Набрать сотни или тысячи пациентов с одинаковым диагнозом, чтобы на основе взятых у них проб сформировать библиотеку данных для машинного обучения, крайне сложно, – поясняет Денис Вражнов . – Поскольку у нас больших наборов данных нет, мы привлекаем физические принципы, например, берем физические уравнения, описывающие работу диагностических приборов, добавляем информацию о специфических молекулах – маркерах заболеваний и на основе этого создаем правила, как искусственный интеллект должен генерировать новые данные. Это позволяет нам увеличивать обучающие выборки, за счет чего повышается точность и качество моделей машинного обучения, а значит, и открываются новые перспективы диагностики.

Как отмечают ученые, чтобы правильно поставить задачу нейросети, нужны знания на стыке нескольких направлений – математики, физики, биологии и IT. В противном случае можно получить «галлюцинирующие» нейросети, которые будут выдавать фантастические, но совершенно ошибочные модели проб.

Ученые ТГУ одними из первых в России начали использовать возможности ИИ для генерации столь сложного контента. Они планируют активно развивать это направление. Следующая задача, которую они планируют решать с помощью генеративных нейросетей, – это создание моделей для исследования крови для диагностики онкологических и нейродегенеративных заболеваний.

Добавим, что Томский государственный университет готовит специалистов, способных решать междисциплинарные задачи в области биомедицины и агротехнологий. С этой целью реализуется программа TISP , которая включает четыре крупных трека: «Biomaterials science», «Molecular engineering», «Physics», «Chemistry».

В сентябре 2024 года ТГУ запустит сетевую программу с одним из ведущих вузов КНР – Пекинским университетом химической технологии, в рамках которой будет осуществляться подготовка специалистов в области молекулярного инжиниринга. Программа построена на стыке биологии, химии, математики, IT и инжиниринга.

Для справки:

Лаборатория лазерного молекулярного имиджинга и машинного обучения ТГУ создана в рамках масштабного междисциплинарного проекта, поддержанного мегагрантом правительства РФ . Задачей проекта является создание инновационных подходов, которые позволят уменьшить время, необходимое для диагностики заболеваний, в сотни раз – с нескольких дней до нескольких минут. В состав научной группы, которая занимается разработкой новых инструментов и технологий диагностики с использованием современных методов оптической спектроскопии и машинного обучения, вошли сотрудники Томского, Саратовского, Московского государственных университетов, руководитель проекта – Александр Шкуринов .

Какие особенности обучения сотрудников Томского государственного университета отличают его от других университетов

что показала пандемия, как теперь будет устроено образование и какова его новая философия? что изменится с приходом онлайна, в том числе и в университетском томске? как будет устроена жизнь высшей школы и чего добилось российское образование?

Об этом мы поговорили с ректором первого в Сибири Томского государственного университета Эдуардом Галажинским.

— Новая философия образования — что будет в ее основе, на ваш взгляд?

— В основе будет человек — с его потребностями, самоопределением, его когнитивным стилем, особенностями, ценностями и мотивацией. Собственно, вот новая парадигма. Что показала пандемия? Что образование сегодня очень не гибкое.

С одной стороны, все вузы — и это хорошая новость — выстояли, студентов не распустили, удержали. Чтобы понять масштаб обрушившейся на университеты проблемы — одновременно только в томском госуниверситете в весеннем семестре шло 4900 курсов, которые нужно было подготовить и загрузить в онлайн! Обучение продолжилось, но и на студентов нагрузка удвоилась, и на преподавателей. То есть, результат был достигнут сверхнапряжением и тех, и других.

А с другой стороны, стало ясно, что те люди, кто имел навыки самоорганизации и мог артикулировать свои познавательные и образовательные потребности, оказались успешнее и справились лучше. Потому что у них на дистанционке освободилось время и они могли выбирать, регулировать, переключаться между сеансами. Строить свою образовательную траекторию и использовать возможности онлайна.

Сильнее всех, мы считаем, пострадали первокурсники и второкурсники — те, кто пока не умеет себя организовать. Зато оказалась востребована такая новая специальность, как тьютор: навигатор, наставник, помогающий разобраться в учебном процессе, сформировать свой путь. Их количество у нас сразу выросло в несколько раз, потому что у студентов появился запрос на индивидуальную траекторию.

Конечно, нужно ядро, которое формирует профессиональные компетенции и личностное основание. Но, чем более зрелым и самостоятельным становится человек, тем больше у него появляется запрос на, собственно, выбор, и тут ему нужна помощь, консультация.

Допустим, тьютор понимает, что у вас сформировался запрос на усиление гуманитарного образования. Вы чувствуете, что вам не хватает понимания картины мира: научно у вас все выстраивается, а в философском плане — нет. И предлагает: «А давайте, сделаем вам курс вот этого преподавателя, вы послушаете, и он вам достроит понимание картины мира, научное или художественное».

Какие факторы влияют на результаты обучения сотрудников Томского государственного университета

Ключевые слова

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОЕКТНАЯ ПОДГОТОВКА / ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ВУЗ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ / PROFESSIONAL AND PROJECT TRAINING / FACTORS OF PROFESSIONAL TRAINING / PROJECT TRAINING / PROJECT ACTIVITY / ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY OF STUDENTS / ENGINEERING STAFF

аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — суслова татьяна ивановна, смольникова лариса владимировна, раитина маргарита юрьевна, горских ольга владимировна

Приводятся результаты комплексного исследования, направленного на выявление факторов, влияющих на профессионально-проектную подготовку инженерных кадров в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). Внимание акцентируется на описании ключевых факторов, обеспечивающих продуктивное освоение современных технологий проектирования и организации учебно-познавательной деятельности студентов. Уровень образования и подготовки высококвалифицированных инженеров определяется успеваемостью студентов, которая зависит от ряда мотивационных условий – методического обеспечения образовательного процесса, информирования студентов о жизни университета, особенностей психоэмоционального климата в университете, сложившихся отношений с преподавателями и администрацией вуза, степени удовлетворенности обучением в вузе. Анализ данных позволил также установить, что существенным фактором конкурентоспособности выпускников ТУСУР на рынке труда является их предпринимательская активность, соответствие приобретенных знаний реальным запросам экономики. Это напрямую связано с организацией образовательного процесса, выстроенного в логике позиционирования университета как предпринимательского вуза , в связи с чем актуализируется необходимость разработки и применения инновационных педагогических технологий, методик профессионально-проектной подготовки инженерных кадров . В свою очередь использование профессорско-преподавательским составом новых проектных методов и приемов в обучении будущих специалистов в русле заявленной идеологии университета позволяет эффективно привлекать студентов-старшекурсников к дальнейшему обучению в магистратуре и аспирантуре.